Всем нам, так или иначе, приходится учить детей различать верное и неверное поведение, объяснять, как важно уметь контролировать многие свои желания, насколько необходимо осваивать бесчисленные правила общественной жизни. Таким образом, мы помогаем ребенку стать достойным членом общества и цивилизованным человеком. Однако параллельно с этим мы неизбежно формируем у наших детей комплекс вины и стыд за проявленную инициативу.
Итак, как же возникает комплекс вины? Воспитывая ребёнка, мы выражаем своё одобрение и неодобрение, чтобы было понятно, чего от него ожидают. Таким образом, своими реакциями мы формируем оценку проявлений ребёнка. Проходит некоторое время и наступает момент, когда нам уже незачем находиться рядом, чтобы показать, какие из его намерений нам подходят, а какие вызывают осуждение, потому что наши мысли и суждения становятся его собственными. Так начинает работать его самооценка. Но далеко не всегда ребёнку удаётся сдержать свои желания и обуздать эмоции. Кстати чем строже были наши правила, и чем категоричней наши суждения, тем чаще ребёнок будет выходить за их рамки, то есть нарушать заветы.
Это может повлечь за собой следующие последствия:
1. Оценивая свой поступок, ребёнок будет понимать, что он поступил плохо, а так как нарушать правила он будет довольно часто, в силу ещё пока слабой функции волевого контроля над поведением, то постепенно у него может сложится мнение, что с ним что-то не так, что он непослушный. В этот момент возникает чувство вины и стыда за содеянное.
2. Часто возникающее чувство вины и стыда за своё поведение, рождает тревогу и боязнь потерять родительскую любовь.
3. В следствие частого самообвинения и несоответствия чрезмерным требованиям к себе у ребёнка может возникнуть заниженная самооценка, он может перестать уважать себя и потерять доверие к любым своим личностным проявлениям, чувствам, мыслям, эмоциям и желаниям. Всё это может привести к замкнутости, тревожности, агрессивности, пессимизму и другим симптомам, в которых потом сложно бывает найти первопричину.
Предвосхитить всю эту нежелательную последовательность негативных формирований можно:
1. Поддерживая ребёнка на всех стадиях образования «Я» концепции, то есть мнения о себе.
2. Стараться сделать наши убеждения о мире более гибкими и приемлемыми для ребёнка, а наши правила более исполнимыми, учитывающими хрупкую психику и возраст.
3. Во всех без исключения ситуациях проявлять нашу любовь и стабильность в отношениях.
4. Без особых нравоучений быть лидером и просто поступать, так как мы хотим, чтобы поступали наши дети в будущем.
Давайте по возможности баловать наших детей и постараемся создать им радостное счастливое детство, ведь это один из самых дорогих и важных периодов жизни.
Желаю вам удачи, терпения и душевных сил.
А. Дженков